вторник, 30 июня 2009 г.

Летние «снегопады» взбодрили рынок средств от аллергии



Обзор российского рынка антигистаминных препаратов, 2009 г.

В период с мая по июнь каждого года отмечается активный рост продаж группы антигистаминных препаратов.

Относительно жаркая погода вместе с активным цветением весенне-летних растений привели к росту числа обращений населения России за медикаментозной помощью в аптечные учреждения. Так, в сравнении с условным месяцем зимы-весны 2009 г. отмечается рост продаж препаратов, выраженный в увеличении стоимостного объема рынка в рублевом и долларовом выражении. Натуральные объемы также демонстрируют положительный тренд роста.

Почти вся группа антигистаминных препаратов демонстрирует уверенный рост, однако традиционные торговые марки, характеризующиеся массовым спросом и обращающиеся в низком ценовом сегменте, постепенно сдают лидирующие позиции. Так, снижается востребованность на рынке таких давно известных препаратов, как Диазолин и Димедрол; таким образом, в верхние строки рейтинга выходят более современные и эффективные лекарственные средства с меньшим количеством побочных эффектов.

Современный человек, страдающий различными формами аллергии, стремится лечить свой недуг прогрессивными средствами. Так, существенно возросли продажи препаратов, кратность приема которых составляет 1 раз в сутки (Кларитин, Эриус и т.д.; табл. 1).

Обращает на себя внимание процесс ценообразования на эту группу препаратов. Укрепление рубля (в мае 2009 г. по сравнению с февралем с.г. рубль укрепился по отношению к доллару США на 10%) сказывается на темпах роста рублевой и долларовой массы рынка. Так, почти по всем товарным позициям темпы роста продаж антигистаминных препаратов в рублях выглядят скромнее, чем в долларах. Коррекция рублевой массы также находится в пределах 10%, как и флуктуационный показатель курса валют. Однако, проведя анализ цен этой группы препаратов, мы приходим к выводу о том, что цены на антигистаминные препараты росли как в рублях (что естественно для текущего года), так и в долларах (!!!). Рост цен в долларах можно отчасти объяснить сезонностью. Те компании, препараты которых не вошли в список ЖНВЛС, «под сезон» традиционно увеличили цены на свои препараты. Укрепление рубля сделало это увеличение менее чувствительным для кошелька потребителя.

Заключение: Полагаем, что до конца текущего года, при прочих равных условиях, рынок антигистаминных препаратов сохранит положительную динамику в рублевом и долларовом выражении. Однако в сравнении с показателями прошлого года ожидать роста в натуральном выражении не приходится.

Давид Мелик-Гусейнов, к.ф.н.,

директор по маркетинговым исследованиям



2009 год

Комментариев нет: